pogoda
О метеоритах законодательства, «киллерах» госзаказа и погоде
11 декабря 2017, 18:47

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (ФГБУ «Якутское УГМС»).

Основная цель и вид деятельности — оказание услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях в целях обеспечения и реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Росгидромета, обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической а так же в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией на территории РС(Я) и прилегающих к ней акваториях моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.

В состав ФГБУ «Якутское УГМС» входят 292 самостоятельных наблюдательных пункта (гидрометеорологические станции и посты), расположенные на территории РС (Я), из которых 43 расположены в труднодоступных районах таежной и арктической зоны.

Основные виды наблюдений:
Метеорологические станционные — на 99 наблюдательных пунктах,
Аэрологические (температурно-ветровое радиозондирование атмосферы) – на 15 пунктах,
Авиационное метеорологические – на 34 пунктах,
Гидрологические на реках и озерах – на 168 пунктах,
Морские – на 5 пунктах.
Общая численность сотрудников – 1335 человек.

Моя профессиональная деятельность в сфере закупок началась в 2010 году именно в этом учреждении в должности обычного специалиста отдела государственных закупок. Проработав какое-то время по закупкам, меня, как говорится, «зацепило». Параллельно я получала второе высшее образование по специальности юриспруденция и в итоге защитила дипломную работу на тему «Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, я неоднократно повышала квалификацию, сначала по 94-ФЗ затем по 44-ФЗ, так как многочисленные изменения законодательства о закупках требуют постоянного совершенствования полученных знаний и навыков.

Закупочная деятельность ФГБУ «Якутское УГМС» началась весьма давно, еще задолго до принятия специальных законов, и насчитывает уже более 20 лет. В то время естественно не было ни отдельного структурного подразделения, ни даже отдельных лиц на которых бы возлагались конкретные функции по проведению закупок. Эти функции выполняли подразделения-инициаторы. В 1997 году была создана первая конкурсная комиссия — после принятия Указа Президента РФ N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Следующий этап развития деятельность по закупкам получила в 2005 году со вступлением в силу 94-ФЗ «О размещении заказов», в те незапамятные времена, когда процветали «молоточные» аукционы, а об электронных торгах ни кто не мог даже подумать. Тогда все заказчики были абсолютно в равных условиях, мало кто понимал, что такое размещение заказов и «с чем его едят». Приходилось учиться, по большей части, на своих ошибках. Функции по проведению закупок были возложены на двух сотрудников отдела снабжения. Это была так называемая «группа по закупкам».

Для эффективной организации закупок и проведения торгов в 2010 году было принято решение о создании отдела государственных закупок, состоящего уже из четырех человек.
Позже, вместе с принятием 44-ФЗ «О контрактной системе» и во исполнение требований Закона была создана контрактная служба на постоянной основе, которой в настоящее время руководит заместитель начальника управления — Прокопьев Антон Иванович. В контрактную службу входят сотрудники разных отделов – планово-экономического, финансового, отдела госзакупок и др. Также действует единая комиссия по осуществлению закупок в составе шести человек под председательством – начальника отдела государственной службы наблюдений – Мурашко Людмилы Ивановны. Все сотрудники, которые входят в состав контрактной службы, единой комиссии и отдела гозсакупок имеют специальное образование по программам профпереподготовки.

Закупки ФГБУ «Якутское УГМС» направлены на обеспечение непрерывной деятельности множества гидрометеостанций и постов, расположенных по всей территории нашей республики, включая острова в акватории Северного Ледовитого океана. В основном мы закупаем специализированное гидрометоборудование, работы по капитальному ремонту и строительству, автотранспорт, услуги по перевозкам, ГСМ, продукты питания, спецодежду — это только основные направления. Являясь бюджетным учреждением, управление имеет возможность проводить закупки параллельно по двум федеральным законам: 44-ФЗ (в части средств федерального бюджета) и 223-ФЗ (по внебюджетным источникам).

Объемы закупок внушительные. С 2010 года со времени перехода на электронные аукционы, закупок в электронной форме проведено на сумму более 2 млрд. рублей.
Наш отдел проводит конкурентные процедуры закупок для нужд управления, в форме аукционов, конкурсов, а так же запросов котировок. Приоритетным способом мы определили для себя именно закупки в электронной форме, как наиболее простой, наименее затратный и максимально эффективный способ. Поэтому, более 95 % конкурентных процедур для нужд управления проводятся именно путем электронных аукционов. В течение года в среднем отдел госзвкупок проводит от 100 до 150 процедур торгов, на общую сумму более 250 млн.руб. Суммы экономии в среднем составляют от 10 до 15 % от начальных (максимальных) цен, это позволяет нам приобретать дополнительный объем товаров, работ, услуг в условиях ограниченности финансирования из федерального бюджета.
Так за 9 месяцев 2017 года только по 44-ФЗ проведено электронных аукционов на сумму 117,2 млн. руб., заключено контрактов на 105,2 млн.руб., сумма экономии составила 12 млн. руб. (10,2 %).

Кстати, процент отклонения заявок по причине неправильного оформления участниками, по нашей собственной статистике, с каждым годом становится все меньше, и связано это, прежде всего с тем, что госзакупки набирают свою актуальность, а участники становятся все более компетентными и опытными. К тому же сейчас, тема закупок стала настолько популярна в бизнес среде, что наверное только ленивый не знает, что собой представляют госзакупки.

Актуальной на сегодняшний день остается проблема нестабильной работы ЕИС. Система по-прежнему имеет множество изъянов, по причине постоянных обновлений ЕИС работает с регулярными сбоями и как следствие вызывает массу неудобств для заказчиков.

В текущей работе приходится сталкиваться с различными нюансами, иногда и не очень приятными. Например, в нашей практике были случаи подачи жалобы со стороны юрлиц на действия заказчика «традиционно» в самый последний день подачи заявок, в которой оспаривались положения закупочной документации на предмет несоответствия законодательству, причем жалобы поступали от третьих лиц, не являющихся участниками закупки, следовательно, не имеющих намерений заключать контракт. Таким образом, очевидно, преследовалась цель срыва торгов.
Приведу еще один интересный пример — в 2014 году, при проведении открытого аукциона на строительство лабораторного корпуса, участник, допущенный к аукциону, подал жалобу в УФАС на действия комиссии, указав в своих доводах, что его заявка была несоответствующей требованиям документации, а комиссия его неправомерно допустила до аукциона!
Если развивать эту тему, то заказчикам нередко приходится сталкиваться с подобного рода проблемами, так называемыми «киллерами». Многие коллеги заказчики наверняка понимают, о чем идет речь. «Киллеры» госзаказа — юридические лица, намерено препятствующие проведению торгов методом подачи жалоб на них в антимонопольное органы, преследующие свои цели. Бороться с ними ФАС не может, так как их действия не противоречат законодательству.

Уже не секрет, что в настоящее время на рынке госзаказа работают юрлица, предоставляющие услуги подачи жалоб в ФАС. В нашем регионе это не настолько развито как в центральных субъектах РФ. Интересы этих компаний разнятся, некоторые из них полежат даже уголовной квалификации. Жалобы подают различные организации, в том числе, которые используются в качестве «прокладочного» механизма. Услугами последних пользуются, например, те участники закупок, которые опасаются «светить» название своей организации в поданной жалобе, чтобы не вызвать неблагоприятную реакцию у заказчика. К сожалению, эта проблема постепенно набирает обороты, а пути ее решения на законодательном уровне пока отсутствуют.

Основная же проблема в госзаказе, на мой взгляд, — это сам 44–й Закон. Вечером засыпая, ты думаешь, что все знаешь, а утром встал — уже что-то новое появляется, как метеорит на голову. В профессиональном сообществе даже пошла такая шутка: «Если долго смотреть на 44-ФЗ, то можно увидеть, как он меняется». И в этом высказывании есть только доля шутки – в 2017 году в Закон вошло уже девять пакетов поправок, не считая иных подзаконных нормативных актов. Такие интенсивные изменения в Законе вызывают основные затруднения у заказчиков.
Однако сам факт того, что Закон меняется, явление скорее положительное, ведь это говорит о том, что он живет, меняется, принимает форму.
Но есть простое правило: чем сложнее замок, тем больше существует способов его открыть. И самый правильный путь — дать в руки заказчикам простой и внятный инструмент по выбору добросовестного поставщика.

Автор статьи: Ефремова Александра Владимировна — начальник отдела госзакупок ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

Ефремова Александра Владимировна
IMG_0194-16-11-17-03-17 общая основная
общая дополнительная 2
Иванова Айталина Петровна - ведущий экономист отдела госзакупок
Колодезников Дмитрий Иванович - спеиалист отдела госзакупок
Попова Ольга Владимировна - специалист отдела госзакупок