16.06.2021

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик имеет право проводить закупки до 100 тысяч рублей у единственного поставщика на любые цели, и избежать таким образом конкурентных процедур. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей. Ограничения не касаются заказчиков, которые закупают товары, работы, услуги для нужд сельских поселений. На заказчиков, которые работают на территории иностранного государства, не действуют ограничения цены контракта, не превышающей 100 тыс. рублей.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ряд организаций может осуществлять закупку товара, работы или услуги, не превышающую 400 тыс. рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. рублей.

Вместе с тем, Бюджетный кодекс РФ обязывает заказчика при проведении закупок руководствоваться принципами эффективности, экономности и результативности.

Согласно статьям 6, 7, 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

В части 1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Так, контролирующий орган может усомниться в правомерности осуществления заказчиком нескольких однотипных малых закупок у одного и того же поставщика, такие закупки могут быть квалифицированы как «содержащие признаки дробления», тем самым заказчик уходит от необходимости проведения конкурентных процедур. В результате, заказчик может быть привлечен к ответственности.

Признаками дробления малых закупок являются: — две и более закупки произведены у одного и того же поставщика за короткое время; — объектами закупки служат товары, работы и услуги, которые функционально или технически дополняют друг друга; — объектами закупки выступают одноименные товары, работы или услуги.