Вправе ли заказчик включить лицо в состав контрактной службы (назначить контрактным управляющим) на основании гражданско-правового договора (договора ГПХ)?

Нет, не вправе. Согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика. То есть, функции сотрудников контрактной службы не могут быть возложены на лиц, не состоящих в трудовых или служебных отношениях с заказчиком. С этим мнением согласен Минэкономразвития России в Письме от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834.

Может ли заказчик провести несколько однотипных малых закупок у одного и того же поставщика? При каких условиях такие закупки могут быть признаны намеренным дроблением для уклонения от конкурентных процедур?

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик имеет право проводить закупки до 100 тысяч рублей у единственного поставщика на любые цели, и избежать таким образом конкурентных процедур. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей. Ограничения не касаются заказчиков, которые закупают товары, работы, услуги для нужд сельских поселений. На заказчиков, которые работают на территории иностранного государства, не действуют ограничения цены контракта, не превышающей 100 тыс. рублей.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ряд организаций может осуществлять закупку товара, работы или услуги, не превышающую 400 тыс. рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн. рублей.

Вместе с тем, Бюджетный кодекс РФ обязывает заказчика при проведении закупок руководствоваться принципами эффективности, экономности и результативности.

Согласно статьям 6, 7, 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

В части 1 статьи 8 Закона № 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Так, контролирующий орган может усомниться в правомерности осуществления заказчиком нескольких однотипных малых закупок у одного и того же поставщика, такие закупки могут быть квалифицированы как «содержащие признаки дробления», тем самым заказчик уходит от необходимости проведения конкурентных процедур. В результате, заказчик может быть привлечен к ответственности.

Признаками дробления малых закупок являются: — две и более закупки произведены у одного и того же поставщика за короткое время; — объектами закупки служат товары, работы и услуги, которые функционально или технически дополняют друг друга; — объектами закупки выступают одноименные товары, работы или услуги.

Какова ответственность за нарушение сроков по контракту?

Какова ответственность за нарушение сроков по контракту?

Если в договоре не указан период оплаты, это будет нарушением ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Представителя заказчика, который утвердил такой документ, могут оштрафовать на 3 000 рублей в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Если же должностное лицо впервые нарушает порядок и сроки оплаты по контракту, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, то его оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет (ст. 7.32.5 КоАП РФ).

Добрый день, подскажите пожалуйста как можно избежать штрафа? Я специалист отдела закупок Администрации который является уполномоченным органом муниципальных заказчиков. При публикации извещения на поставку ГСМ сведения с плана графика не подтянулись, несколько раз пыталась исправить данную ошибку но не получилось. Чтобы не сорвать сроки пришлось опубликовать с нарушением (скрин-шот, к сожалению, не был сделан) . Закупка закрыта, контракт исполнен, отчет опубликован. Вместе с тем согласно определения о возбуждении административного производства за данные деяния с позиции контрольного органа грозит штраф в размере 15 000 рублей. Заработная плата не позволяет оплачивать такие штрафы.

Да, действительно с позиции ФАС России в силу части 1 статьи 21 Федерального закона о контрактной системе (№ 44-ФЗ) планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Как следует из части 11 статьи 21 № 44-ФЗ, заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. В силу части 12 статьи 21 Закона о КС не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках. В соответствии с частью 1 статьи 64 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 указанной статьи.

Так, материалами дела Омского УФАС России № 03-10.2/130-2017/7.30 от 16.08.2017 было доказано, что план-график для обеспечения муниципальных нужд МУП «Зеленое строительство» на 2017 год, размещенный в ЕИС 20 января 2017 г. по позиции 4 содержал сведения о закупке с наименованием предмета контракта «Бензин автомобильный», начальную (максимальную) цену контракта 2100 тыс. рублей, единицы измерения с кодом по ОКЕИ 876 «Условная единица», количеством закупаемого товара «1». При этом извещение о проведении электронного аукциона содержало информацию, соответствующую редакции плана-графика, действовавшей на момент размещения данного извещения в ЕИС. Однако при этом в табличной форме раздела II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе были указаны объект закупки, технические и качественные характеристики объекта закупки, а также количество закупаемого товара — всего 58524 л, что противоречило сведениям о количестве товара и единице его измерения, содержащимся как в извещении, так и в плане-графике. Таким образом, при размещении данной закупки были нарушены требования части 12 статьи 21 и части 1 статьи 64 № 44-ФЗ и назначен штраф в размере 15 000 рублей в силу положений ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем следует помнить, что в соответствии с п. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Так, в результате анализа планов-графиков закупок на 2017 год, опубликованных в ЕИС, на предмет размещения информации о закупках горюче-смазочных материалов Федеральным казначейством, осуществляющим контроль в сфере закупок в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 № 44-ФЗ было установлено, что заказчиком в плане-графике по закупкам нефтепродуктов указана единица измерения (тонна условного топлива).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона «Поставка нефтепродуктов (2 кв. 2017г.)» была указана единица измерения – литр; кубический дециметр. Поскольку единицы измерения ГСМ в плане-графике закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не соответствуют единицам измерения, указанным в извещении об осуществлении закупки, заказчиком нарушены требования части 12 статьи 21 ФЗ № 44-ФЗ. Действия должностного лица заказчика, выразившиеся в несоответствии единиц измерения ГСМ в плане-графике закупок и извещении о проведении закупки, размещенные в ЕИС, является нарушением требований части 12 статьи 21 ФЗ № 44-ФЗ и подлежало квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ в размере 15 000 рублей.

Изучив материалы дела, заместитель руководителя Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях должностного лица заказчика имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ выразившегося в несоответствии единиц измерения ГСМ в плане-графике закупок и извещении о проведении закупки, размещенные в ЕИС, что противоречит требованиям части 12 статьи 21 ФЗ № 44-ФЗ. Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из смысла данной нормы, должностное лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Документов, указывающих на наличие чрезвычайных событий, обстоятельств, воспрепятствовавших <…> выполнить требования действующего законодательства, лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено. Таким образом, у <…> имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, данным должностным лицом всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было. Однако, учитывая, что допущенное нарушение, совершенное должностным лицом заказчика не представляет большой общественной опасности и не наносит значительного ущерба интересам государства, данное нарушение было признано малозначительным. В связи с малозначительностью административного правонарушения, производство по делу № 390/08-АДМ-2017 от 13.11.2017 об административном правонарушении было прекращено и вместо штрафа было объявлено устное замечание.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о назначении административного наказания за осуществления закупки, не соответствующей информации, указанной в плане-графике, рекомендуется в адрес контрольного органа, принимающего решение о назначении штрафа, подать ходатайство о признании данного административного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности.

5 ноября 2018 года вступил в действие Приказ Минэкономразвития РФ № 499 от 19 сентября 2018 года, который отменил Приказ Минэкономразвития РФ № 155 от 25 марта 2014 года. С отменой данного Приказа вступил в действие Приказ Минфина РФ № 126н от 04 июня 2018 г. «Об условиях допуска товаров происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В чем основные отличия Приказа Минфина РФ по сравнению с Приказом Минэкономразвития РФ.

Необходимо отметить, что перечень товаров, на которые распространяются условия допуска, остался практически неизменным, за исключение того, что добавлена одна позиция – инструменты и оборудование медицинские, в том числе стенты для коронарных артерий, в том числе катетеры (код 32.5). Но в соответствии с п. 3 Приказа № 126н нельзя объединять в одной закупке (в одном лоте) товары, попадающие в перечень, утвержденный Приказом № 126н, и не включенные в него, т.е. заказчикам необходимо пересмотреть формирование лотов. Например, при закупке овощей объединять в один лот перец с морковкой, помидорами, огурцами, луком теперь не правомерно. Изменились условия, когда приказ не применяется. А именно, если все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложении и происходящих исключительно из государств — членов Евразийского экономического союза или все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза). Таким образом, при применении Приказа 126н не имеет никакого значения какова доля товаров иностранного происхождения и товаров из стран Евразийского экономического союза в заявке участника.

Гуцелюк Елена Фёдоровна

Елена Федоровна Гуцелюк – г. Ростов-на-Дону, кандидат экономических наук, доцент, директор Центра дополнительного профессионального образования Экономического факультета ЮФУ, зам. руководителя Пилотного Центра госзакупок Южного федерального университета, член общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам (г. Москва), член  Ассоциации организаций и специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных торгов «Равноправие – ответственность – состязательность в торгах» (ассоциация «РОСТ») (г. Москва).

Толстобоков Олег Николаевич

Олег Николаевич Толстобоков – г. Москва, кандидат технических наук, заведующий кафедрой государственных и муниципальных закупок университета государственного и муниципального управления (АНО ДПО «УГМУ»), доцент кафедры Управления и экономики ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования»

Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, эксперт по комплексному контролю государственных и общественных закупок, аттестованный Советом по профессиональным квалификациям Торгово-промышленной палаты Российской Федерации специалист по осуществлению закупок для государственных (муниципальных) и корпоративных закупок.

Яна Демьяновна Осипова

Яна Демьяновна Осиповаконсультант-практик с опытом работы в УФАС по РС (Я), в органах местного самоуправления, юрист, эксперт Учебного центра закупок СВФУ.

 

Надежда Касьяновна Гурьева

Надежда Касьяновна Гурьева – начальник отдела правовой работы ГБУ РС(Я) «Станция скорой медицинской помощи», эксперт Учебного центра закупок СВФУ.

 

Наталья Алексеевна Абрамова

Наталья Алексеевна Абрамова – г. Благовещенск, автор курсов образовательного проекта «Профессионал закупок».